В какой кампании по защите общественых интересов Вы бы хотели принять участие?

понедельник, 2 ноября 2009 г.

Образование: во власти формализма

5 ноября парламент планирует рассмотреть и принять в первом чтении новый Кодекс об образовании. Его разработчики уверены, что документ станет еще одним шагом по успешному развитию отечественной системы образования. Эксперты же полагают, что вместо решения конкретных проблем белорусской школы власти занимаются формализмом.

Как отметил председатель парламентской комиссии по образованию, науке, культуре и научно-техническому прогрессу Владимир Зданович, в последние годы в Беларуси шла интенсивная работа над созданием законодательства в сфере образования. "Однако эти законодательные акты многочисленны по количеству и разнородны по направлению, а также не всегда стыкуются между собой. Поэтому возникла идея создания единого нормативно-правового акта, который бы увязывал законодательную базу по всем направлениям системы образования", - сказал он, общаясь с журналистами в начале сентября.

Уже неоднократно подчеркивалось, что Кодекс об образовании - это нечто принципиально новое для Беларуси. И не только для Беларуси. "Попытки создания такого документа были во Франции, России, Молдове, но они не были доведены до конца, - отметил Зданович. - Если же нам удастся принять его, то мы будем лидерами в этом вопросе".

При этом парламентарий подчеркнул, что готовящийся кодекс не предполагает каких-то революционных изменений и прорывов в отечественной системе образования, которую "необходимо не реформировать, а постепенно совершенствовать".

Кроме того, сообщил Зданович, "сведение всего законодательства в кодекс позволит заполнить некоторые законодательные бреши".

"В частности, дошкольное, среднее специальное, послевузовское образование и образование взрослое сейчас не имеют своих законов, а потому регулируются приказами и постановлениями, которые носят временный характер", - сказал он.

Особо депутат обратил внимание на то, что в новом кодексе планируется ввести статью об ответственности родителей за порчу их детьми школьного имущества. Зданович также не исключил в будущем возможность введения формы для учителей. "Я считаю, что введение рабочей формы для учителей вполне реально, - сказал он. - В большинстве профессий у людей есть форма: это военные, врачи, банковские работники - перечень можно долго продолжать. Не вижу ничего странного в том, что для учителей может быть разработана форма одежды".

Что касается высшего образования, то складывается впечатление, что там вообще нет никаких проблем. Кроме разве что сроков обучения - пять лет и более. Поскольку иностранные студенты, по словам Здановича, все реже выбирают белорусские вузы, стоило бы задуматься над возможностью сократить сроки обучения хотя бы на год.

В то же время независимые аналитики полагают, что в Кодексе об образовании необходимости нет. Такого мнения придерживается, в частности, эксперт Агентства гуманитарных технологий Светлана Мацкевич. "Существующая нормативно-правовая база в области образования достаточна для ее работы. Принятие кодекса станет дублированием действующего законодательства", - сказала она в интервью БелаПАН.

Эксперт полагает, что через такие формализованные вещи, как кодекс, "осуществляется идеологический контроль над педагогами, менеджерами образования, что, безусловно, не во благо сфере, а во вред".

Светлана Мацкевич считает: сейчас в сфере образования необходима пауза, чтобы проанализировать и сделать выводы из неудавшейся попытки перевода школы на 12-летнее обучение. Лишь затем можно приступить к разработке нового видения и содержания современного белорусского образования.

"Пока же вместо того, чтобы двигаться в сторону европейских образовательных ориентиров, вырабатывать стратегии, в Беларуси отвлекаются на формальные вещи. К сожалению, на передний план нынче выходит не мыслящее управление, а администрирование. Жалко, потому что мы теряем время", - подчеркнула она.

В свою очередь, политолог, преподаватель Европейского гуманитарного университета (Литва) Денис Мельянцов отмечает, что у белорусского и западного образования совершенно разная структура и разная философия.

"В западных вузах есть академическая свобода, а в наших нет. Например, в большинстве западных вузов каждый преподаватель самостоятельно готовит программу своего курса, а в том же БГУ такого нет. Там просто распределяется, какой преподаватель какой курс читает, выдается учебник и методичка, спущенная из министерства". Хотя уровень образования на Западе, отметил Мельянцов, во многом зависит от конкретного университета и его профессорско-преподавательского состава.

Западные университеты, подчеркнул политолог, намного дальше белорусских вузов продвинулись в гуманитарных дисциплинах, потому что там эта традиция не прерывалась. "У нас пока еще немножко лучше уровень по техническим специальностям. Но и здесь мы уже начинаем отставать. И даже наши чиновники в неформальных беседах заявляют: если мы не перейдем на Болонскую систему, то через три-пять лет у нас будет очень серьезный разрыв в уровне образования с Западом даже по техническим дисциплинам", - сказал Мельянцов.

При этом белорусские власти пока не желают присоединяться к Болонской системе. Тот же депутат Зданович, отвечая на вопрос о возможности присоединения Беларуси к Болонскому процессу, уверил журналистов, что "еще несколько лет - и этой системы не будет".

Мельянцов полагает, что одна из причин нежелания Беларуси идти в вопросе образования вслед за Европой - это финансовая составляющая. "Нужно будет вкладывать намного больше денег в реформирование, чем сейчас вкладывается в образование, - сказал эксперт. - Кроме того, белорусские власти боятся вымывания квалифицированных кадров из страны. Если у нас будут совместимые программы образования, совместимые стандарты и перезачеты дисциплин, то белорусские специалисты по окончании вузов будут уезжать на Запад, в Евросоюз, и никак их не остановишь".

По мнению Мельянцова, в ближайшие годы не стоит ждать серьезных реформ в белорусской сфере образования, ее интеграции в общеевропейское образовательное пространство. "Власти сами пока не решаются на такую радикальную реформу. Нужно для этого созреть. Пока в верхах не поймут, что наше образование очень сильно и в худшую сторону отличается от западного, ничего делаться и не будет".

www.tut.by

Комментариев нет:

Отправить комментарий