В какой кампании по защите общественых интересов Вы бы хотели принять участие?

понедельник, 9 ноября 2009 г.

Понятие, сущность и механизм социального заказа

В большинстве стран, как экономически развитых, так и развивающихся, созданы законодательные механизмы, позволяющие привлекать к оказанию услуг, приоритетных для государства, всех субъектов гражданских правоотношений независимо от формы собственности и подчиненности. Государства выполняют стоящие перед ними социальные задачи путем реализации и финансирования социальных программ, предоставления налоговых и иных льгот, субсидий юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, работающим в социальной сфере, а также закупки социально значимых услуг и проектов через механизм государственного социального заказа.

Государственный социальный заказ – экономико-правовая форма реализации государственных планов и программ, направленная на удовлетворение социальных потребностей граждан, обеспеченная бюджетным финансированием и основанная на договорных отношениях между органами власти и субъектами гражданских правоотношений независимо от формы собственности и подчиненности.

В основе государственного социального заказа лежит государственная социальная политика национального и местного уровня, являющаяся законодательно оформленной обязанностью государства. Государство выполняет стоящие перед ним социальные задачи путем закупки социально значимых услуг и финансирования общественно полезных проектов, а также через предоставление налоговых и иных льгот, субсидий юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, работающим в социальной сфере.

В отличие от традиционного сметного финансирования бюджетных учреждений, государственный социальный заказ осуществляется на договорных началах. В качестве предмета заказа выступает социальная услуга или проект, сформулированные государственным заказчиком в виде технического задания. Техническое задание вклю¬чает в себя конкретные параметры, ожидаемые результаты (положительные изменения у целевой группы получателей услуг) и максимальную стоимость услуги или проекта. Государственный социальный заказ размещается, как правило, на конкурсной основе и выдается наилучшему исполнителю заказа. Ответственность исполнителя заказа за соблюдение требуемых параметров технического задания и достижение результатов обеспечивается договорной основой отношений заказчика и исполнителя. Заказчик финансирует и контролирует исполнение договора, оценивает результаты предоставления услуг и реализации проектов.

Целью государственного социального заказа является решение социально значимых проблем общества, признаваемых органами власти в качестве приоритетов социальной политики, путем бюджетного финансирования социальных услуг и проектов, реализуемых организациями независимо от форм собственности.

Можно выделить следующие задачи государственного социального заказа:

* повышение эффективности реализации государственных социальных программ;
* повышение качества социальных услуг и удовлетворенности клиентов услугами;
* повышение эффективности использования бюджетных средств;
* развитие инновационных форм социальной помощи населению;
* привлечение интеллектуальных, кадровых и материальных ресурсов сообщества на цели, определенные в качестве приоритетов государственной социальной политики;
* стимулирование юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению социальной помощи и развитию социальных услуг;
* широкое вовлечение граждан в решение проблем социально уязвимых групп и слоев населения.

Субъектами отношений государственного социального заказа выступают государственный заказчик социальной услуги или проекта, получатель социальной услуги (клиент) и поставщик услуги (исполнитель заказа).

Государственный заказчик – республиканский орган государственного управления, местные исполнительные и распорядительные органы, уполномоченные ими органы, размещающие на договорной основе государственный социальный заказ на оказание услуг или реализацию проектов за счет бюджетных средств (полностью или частично) и контролирующие их исполнение.

Получатель (клиент) социальной услуги – физические лица из определенной социальной группы, получающие социальную услугу (инвалиды, пожилые граждане, дети, малоимущие граждане, др.).

Исполнитель заказа – юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и формы собственности или индивидуальный предприниматель, заключившие с государственным заказчиком контракт на выполнение социального заказа.

Принципы формирования и размещения государственного социального заказа:

• выбор наиболее значимых социальных задач и проблем, требующих решения;
• обеспеченность государственного социального заказа финансированием за счет бюджета, целевых бюджетных и внебюджетных фондов (полностью или частично);
• прозрачность и справедливость процедуры выбора исполнителя государственного социального заказа, основанной на равных условиях, единстве требований и объективности оценки;
• исполнение государственного социального заказа не должно быть связано с извлечением прибыли;
• равный и свободный доступ к информации о размещении и реализации государственного социального заказа.

Функциональная схема формирования, размещения и реализации государственного социального заказа:

1. Разработка и принятие государственных планов и программ.

Весьма важным с технологической точки зрения моментом является то, что социальный заказ должен служить одним из инструментов реализации социальных программ государства. При программно-целевом подходе вначале на базе анализа существующей ситуации определяются общественно значимые приоритеты, ставятся задачи, для решения которых разрабатываются комплексные программы, определяются ответственные за выполнение тех или иных разделов программ. Затем, исходя из приоритетов и наличных ресурсов, для выполнения программ в бюджете устанавливаются объемы денежных средств. Естественно, в таких условиях для достижения наибольшего эффекта при максимально возможной экономии сил и средств необходимы поиски наилучшего исполнителя тех или иных работ. Создание новой государственной структуры во многих случаях является далеко не самым рациональным способом освоения выделяемых для решения социальной проблемы бюджетных средств. В то же время, как правило, существуют негосударственные некоммерческие организации, которые уже начали заниматься решением той же социальной проблемы, когда она еще не выросла до такого масштаба, что привлекла внимание государственных органов, как республиканских, так и местных.

2. Разработка технического задания на государственный социальный заказ.

Для создания грамотного технического задания заказчик должен обязательно выполнить следующие процедуры: 1) анализ социальной проблемы; 2) разработка технического задания, реализация которого должна решить проблему; 3) анализ рисков реализации технического задания. На всех этих этапах необходимо использовать мнение как можно большего круга заинтересованных сторон и, в том числе, мнение самих потенциальных клиентов.

Задание на оказание услуг, предоставляемых на условиях государственного социального заказа, разрабатывается заказчиком с учетом:
• наличия спроса на заказываемые услуги со стороны клиентской группы;
• наличия потенциальных поставщиков, готовых на условиях заказчика предоставлять бюджетные услуги;
• обеспечения равных конкурентных условий среди поставщиков социальных услуг различных организационно-правовых форм.

Часто в обществе появляются новые социальные проблемы, на которые еще предстоит найти решение в виде адекватных социальных услуг, или требуется апробация новых социальных технологий решения тех или иных социальных проблем. В этом случае техническое задание определяет заказ на разработку инновационных социальных проектов.

Само техническое задание должно содержать описание целевых групп, в пользу которых размещается социальный заказ, стандарт на закупаемые социальные услуги или требования к разрабатываемым социальным проектам, предполагаемые результаты исполнения заказа и показатели его оценки, максимальные показатели стоимости услуг и проектов.

3. Выбор исполнителей на основе утвержденных процедур.

Определение исполнителя социального заказа осуществляется преимущественно на конкурсной основе. Конкурсный механизм играет ключевую роль для успеха реализации государственных программ через систему социальных заказов.
Проведение публичного конкурса позволяет соблюсти должный уровень открытости и прозрачности при расходовании бюджетных средств. При этом конкурсные методы выбора исполнителей стимулируют снижение стоимости услуг за счет повышения интенсивности труда и снижения административных расходов исполнителя, а также повышение результативности и качества услуг при их фиксированной стоимости. Участники конкурса на получение государственного социального заказа для обеспечения более высокого качества выполнения контракта часто готовы привлекать дополнительные ресурсы из негосударственных источников.
Внеконкурсный способ определения исполнителя социального заказа применим в исключительных обстоятельствах и должен использоваться в ситуациях:
а) отсутствия реальной конкурентной основы (например, наличия только одной конкурсной заявки вследствие отсутствия иных организаций, способных принять участие в конкурсе);
б) экстренной необходимости (катастрофы или иной чрезвычайной ситуации, не позволяющей осуществить комплекс конкурсных процедур).

4. Заключение договора между государственным заказчиком и исполнителем на выполнение социального заказа.

Нормативно-правовым документом, определяющим порядок, способ, сроки выполнения государственного социального заказа, а также качество осуществляемых действий, порядок и способы взаиморасчетов сторон и их взаимная ответственность, является соответствующий договор (контракт), заключаемый государственным заказчиком с исполнителем, выбранным на основании утвержденных процедур.

5. Выполнение государственного социального заказа.

Выполнение того или иного этапа социального заказа, а также всего контракта в целом должно сопровождаться подписанием акта сдачи-приемки. После этого заказчик обязан компенсировать расходы, произведенные исполнителем при выполнении социального заказа, если только они не были покрыты за счет предварительно авансированных средств.

6. Мониторинг и оценка выполнения заказа.

Важной задачей заказчика является обеспечение контроля за исполнением государственного социального заказа его исполнителем.
Целью мониторинга и оценки является контроль соблюдения временных, качественных и количественных параметров, указанных в задании, степень удовлетворенности клиентской группы качеством услуг, своевременное выявление и устранение проблем по реализации заказа. Мониторинг может проводиться регулярно, периодически или выборочно (опросы клиентской группы, выходы на место реализации заказа, анализ промежуточных отчетов и т.п.). Порядок проведения мониторинга определяется договором (контрактом).

Указанные действия способствуют не только контролю над ситуацией, но и возможности своевременного исправления недостатков. При наличии каких-либо существенных нарушений условий договора со стороны исполнителя заказчик вправе осуществить оперативное вмешательство, вплоть до прекращения действия контракта. В любых конфликтных ситуациях стороны могут обращаться в судебные органы.
Особенностью мониторинга выполнения заказа является то, что внимание в первую очередь должно обращаться на содержательные моменты реализации заказа: соблюдение качественно-количественных параметров технического задания и достижение результатов.

http://www.actngo.info

Комментариев нет:

Отправить комментарий