В какой кампании по защите общественых интересов Вы бы хотели принять участие?

понедельник, 9 ноября 2009 г.

О совершенствовании законодательства, регулирующего деятельность общественных объединений

2008-10-27 13:17

Письмо в Министерство юстиции Республики Беларусь

Международное просветительское общественное объединение «АКТ» обращается к вам c просьбой рассмотреть практику применения законодательства Республики Беларусь и наши предложения по совершенствованию законодательства, регулирующего деятельность общественных объединений.

I. Описание ситуации:

1. В 2007 году Светлогорский районный исполнительный комитет объявил открытый конкурс, направленный на реализацию социально значимых проектов по профилактике ВИЧ/СПИД. К участию в конкурсе приглашались юридические лица независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности, зарегистрированные и в установленном порядке осуществляющие деятельность на территории Республики Беларусь. Конкурсная комиссия признала победителем проект молодежного общественного объединения «Реальный мир», имеющего многолетний опыт деятельности по профилактике ВИЧ/СПИД в Светлогорском районе. Проект носил некоммерчесекий характер. Однако реализация проекта так и не состоялась, так как финансовым отделом райисполкома МОО «Реальный мир» было предложено по результатам конкурса заключить договор на оказание услуг. Однако деятельность в рамках договора возмездного оказания услуг признается налоговыми органами предпринимательской, осуществление которой запрещено для общественных объединений в силу ст.20 Закона Республики Беларусь «Об общественных объединениях». Других форм прямого финансирования некоммерческой деятельности общественных объединений (за исключением молодежных и детских) из республиканского и местных бюджетов законодательством не предусмотрено.

2. ОО «Республиканская ассоциация инвалидов колясочников» и Министерство труда и социальной защиты ежегодно проводят реабилитационные лагеря по активной реабилитации инвалидов-колясочников. Министерство закупало по 60 санаторных путевок для инвалидов-колясочников. А ОО «РАИК», со своей стороны, обеспечивал лагерь методически, а также частично инвентарем. Организация лагеря осуществлялась специалистами ОО «РАИК». ОО «РАИК» обеспечивал работу лагеря персоналом: инструкторы (инвалиды-колясочники – волонтеры), группа сервиса (волонтеры). При этом активно использовались договорные отношения с ВУЗами и в качестве волонтеров принимали участие студенты профильных реабилитационных специальностей (учебная практика). За все это время ОО «РАИК» не получил ни одного рубля бюджетных средств на свой счет, из-за отсутствия четкой правовой регламентации этих вопросов в бюджетном, гражданском законодательстве. Сегодня проведение лагеря активной реабилитации находятся под угрозой, несмотря на их статус мероприятия Государственной программы по предупреждению инвалидности и реабилитации инвалидов на 2006 - 2010 годы (п.16 подпрограммы «Социальная реабилитация инвалидов»). Отсутствие договорных отношений между общественным объединением и государственными органами ведет к снижению уровня ответственности участников общего мероприятия друг перед другом и не предполагает устойчивости программы.

Можно привести множество подобных примеров, когда органы власти стремятся привлечь общественные объединения к реализации социально-значимых программ. И общественные объединения готовы быть активными участниками таких программ.

Но поскольку законодательство не регламентирует порядок и формы финансирования из республиканского и местных бюджетов деятельности общественных объединений, оказывающих социальные услуги и реализующих социальные проекты, возникают проблемы с правовым оформлением сотрудничества государственных органов и общественных объединений.

Возможное решение:

Дополнить статью 6 «Государство и общественные объединения, союзы» Закона Республики Беларусь от 04.10.1994 № 3254-XII "Об общественных объединениях" частью третьей следующего содержания:

«Республиканские органы государственного управления, местные исполнительные и распорядительные органы могут привлекать общественные объединения к реализации государственных проектов (программ). Финансирование участия общественных объединений в реализации государственных проектов (программ) осуществляется на конкурсной основе и может выражаться в виде:

- предоставления субсидий на реализацию общественно полезных проектов (программ);

- закупки социально значимых товаров, работ, услуг, в том числе для физических и (или) юридических лиц.

Такая деятельность общественных объединений не является предпринимательской».

II. Описание ситуации:

Согласно статье 20 Закона Республики Беларусь "Об общественных объединениях", «Общественное объединение, союз могут осуществлять в установленном порядке предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку она необходима для их уставных целей, ради которых они созданы, соответствует этим целям и отвечает предмету деятельности общественного объединения, союза. Такая деятельность может осуществляться общественным объединением, союзом только посредством образования коммерческих организаций и (или) участия в них».

Вместе с тем часть 4 ст.21 Закона, допускает, что источниками денежных средств общественных объединений могут быть доходы от поступлений от лекций, выставок и других мероприятий. Однако законодательство о бухучете и налогообложении рассматривает такие поступления как выручку, а не целевые поступления, т.е. признает их предпринимательской деятельностью.

В соответствии со ст. 1 Гражданского кодекса Республики Беларусь «предпринимательская деятельность - это самостоятельная деятельность юридических и физических лиц, осуществляемая ими в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность и направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи вещей, произведенных, переработанных или приобретенных указанными лицами для продажи, а также от выполнения работ или оказания услуг, если эти работы или услуги предназначаются для реализации другим лицам и не используются для собственного потребления».

В связи с этим любая деятельность, которая будет соответствовать всей совокупности перечисленных признаков, в том числе, осуществляться систематически и будет направленной на получения прибыли, должна рассматриваться как предпринимательская.

Вместе с тем в существующей практике налоговые органы признают предпринимательской деятельностью любую деятельность, связанную с продажей товаров, работ, услуг, даже если эти продажи не направлены на получение прибыли.

Например, ОО «Белорусская ассоциация помощи детям-инвалидам и молодым инвалидам» открыло в 1998 году Центр «Открытые двери» для посещения детей и подростков, которые на тот момент считались «необучаемыми» и не могли посещать никакое образовательное учреждение. Именно в этом центре адаптировался зарубежный опыт по обучению и воспитанию детей с множественными нарушениями развития, который затем организация распространяла по всей республике. В настоящее время данная методика Центра широко используется коррекционно-реабилитационными центрами республики.

На базе центра проходят занятия по социально-бытовой адаптации, в полиграфической мини-мастерской, по декоративно-прикладному искусству; работает театральный кружок. Подобные общественные центры были созданы в Ленинском и Октябрьском районах Минска («Лозинка» и «Теплый дом»). В настоящее время на базе этих центров организована занятость для 30 молодых людей с ограниченными возможностями.

Однако, ОО «БелАПДИиМИ» не имеет права брать ни одного рубля с родителей за посещение детьми и молодыми людьми этих центров, а также не имеет права реализовывать на рынке изготавливаемые молодыми людьми с ограниченными возможностями изделия, поскольку такие действия будут признаны предпринимательской деятельностью. Вместе с тем ОО «БелАПДИиМИ» и другим общественным объединениям экономическая деятельность нужна не для «систематического получения прибыли», а для покрытия части затрат на уставную деятельность по оказанию социальных услуг и социальных проектов.

Налицо противоречие между сущностью подобной деятельности, носящей некоммерческий, неприбыльный характер, и трактовкой предпринимательской деятельности налоговыми органами. Отсутствует определение (критерии, пределы) деятельности НКО, связанные с извлечением доходов, отвечающие уставным целям и задачам, предмету деятельности НКО, но которые не признавались бы предпринимательской деятельностью.

В этой связи возникает насущная необходимость законодательного закрепления понятия «приносящих доходов видов деятельности», которые бы не признавались предпринимательской деятельностью с соответствующим налогообложением.

Возможное решение:

Инициировать официальное толкование Парламентом Республики Беларусь нормы ч. 4 ст. 21 Закона Республики Беларусь "Об общественных объединениях по совокупности с нормой ст. 20 данного Закона.

Дополнить часть 4 пункта 1 статьи 1 Гражданского кодекса Республики Беларусь следующим содержанием: «деятельность некоммерческих организаций по оказанию социальных услуг, указанных в перечне бесплатных и общедоступных социальных услуг согласно Закона Республики Беларусь "О государственных минимальных социальных стандартах"».

Дополнить часть 4 статьи 46 Гражданского кодекса Республики Беларусь следующим предложением: «Перечень видов деятельности некоммерческих организаций, приносящей доходы и не признаваемой предпринимательской деятельностью, определяется законодательством».

В случае признания наших выводов и предложений целесообразными, просьба направить предложения о внесении изменений и дополнений в законодательство для включения в план законопроектной деятельности.

Приложение. 1. Предложения по внедрению механизма «государственного социального заказа» (на 22 л.).

Председатель Правления МПОО "АКТ"

http://www.actngo.info

Комментариев нет:

Отправить комментарий